Монастыри Сербии

Фрушкогорские монастыри

На участке длиной 50 км, шириной 10 км на горе Фрушка-гора, в АК Воеводина, историко-географическая область Срем, расположено 16 сербских православных монастырей, основанных в позднее средневековье, когда  центр сербской культуры, вследствие нашествия оттоманских турок, переселился в тогдашнюю южную Венгрию. Этот уникальный культурно-исторический комплекс имеет статус культурно-исторического наследия особой значимости для Сербии.

Большинство данных монастырей было построено под влиянием моравской и рашской зодческих школ, но в последующем периоде они значительно реконструированы. При реконструкции церкви получили высокие многоступенчатые колокольни с формами и пластикой барокко, а внутри – большие, сложные иконостасы, расписанные лучшими сербскими художниками того времени.

Бурная история, красота архитектуры и живописи и особенно роль духовного центра сербского народа, которую они играли, все это содействовало тому, что фрушкогорские монастыри  получили статус культурно-исторического наследия Сербии особой значимости. Святыни на Фрушка-горе строились много. В XVI и XVII вв. здесь было зарегистрировано 35 монастырей. С момента их основания они становились предметами грабежа, разрушения, вследствие чего опустевали. Но больше всего они пострадали во время Второй мировой войны. Некоторые из них потерпели серьезные повреждения во время бомбежек НАТО в 1999 году.

На Фрушка-горе, в направлении от запада к востоку расположены следующие монастыри: Привина Глава, Дивша, Кувеждин, Петковица, Шишатовац, Бешеново, Мала Ремета, Беочин, Раковац, Язак, Врдник, Старо Хопово, Ново Хопово, Гргетег, Велика Ремета, Крушедол.

Долина королей

В долине рек Ибар и Рашка, на территории, расположенной между современными городами Кралево и Нови-Пазар, родилось сербское средневековое государство. Эту долину одни называют долиной королей, другие ее называют сиреневой долиной. Но это точно долина, где расположены некоторые из лучших сербских монастырей.

Король Урош I Неманич (1243-1276), по поводу женитьбы на французской принцессе Елене Анжуйской, приказал засадить всю долину, от Рашки до Кралева, сиренью. Так образоваласьСиреневая долина, встретившая будущую сербскую королеву, ставшую впоследствии почитаемой сербской святой. Сиреневая долина сохранилась до настоящего времени. Каждый год в начале мая, когда сирень цветет, здесь организуют народное гуляние, известное под названием Дни сирени.

Долина королей начинается с города Кралево, одного из знаменитейших городов Центральной Сербии, который данное название получил в 1882 году, когда княжество Сербия получило полную независимость от оттоманской империи, и когда в расположенном близ него монастыре Жича был коронован его король Милан Обренович. Монастырь Жича – мать всех сербских церквей. В ней в XII веке был коронован ее ктитор – первый сербский король Стефан Первовнчаный (великий жупан (князь) 1196-1217, король 1217-1228). По преданию, в ней потом короновано еще шесть королей. При коронации каждого из них устраивали новые ворота, которые потом заделывали. Оттуда ее называют “семиворотой“.

Жича

Монастырь Жича расположен в селе Крушевица, по пути от города Кралево в сторону курортного городка Матарушка-Баня. Ктитором монастыря был король Стефан Превовенчанный. Строительство главной церкви, посвященной Вознесению Христову, началось в 1206 году, закончено в 1217 году, когда ктитор, получив королевский титул от римского Папы Гонория III, был в ней коронован.

В истории сербского народа и сербской церкви Жича играла большую роль. Здесь располагался трон первого сербского архиепископа, которым стал Савва Неманич (Святой Савва), после того как сербская православная церковь стала автокефальной в 1219 году. Здесь Саввой был коронован его брат Стефан Первовенчанный, а также были рукоположены епископы новых епархий. Здесь потом коронованы сыновья Стефана Первовенчанного – Радослав и Владислав. Здесь был посажен на трон архиепископ Арсений, ставший главой Сербской православной церкви после Саввы. В середине XIII века  трон архиепископа был перенесен в Монастырь Печского патриархата, но монастырь Жича этим не потерял свое значение, а наоборот, оно все больше росло, особенно под конец существования сербского средневекового государства, когда здесь пребывали высокие церковные сановники.

В конце XIII века монастырь был разрушен, но уже в начале XIV века он был восстановлен королем Милутином. В эпоху оттоманской империи он несколько раз разорялся и восстанавливался. Современный вид он получил в период 1925-1935 в результате проведения крупных реставраторских работ. Реставраторские работы проводились также в конце восьмидесятых годов XX столетия. По своей архитектуре Жича относится к  рашскому зодческому стилю. Фасады объектов – красного цвета, как у афонских монастырей.

Церковь монастыря Жича сначала представляла собой однонефовую постройку с просторной полукруглой в плане алтарной апсидой, ориентированной на восток, нартексом, ориентированным на запад и клиросом, ориентированным на юг. Церковь позже изменила свой первоначальный вид, когда была убрана стена, располагавшаяся между наосом и нартексом, и когда к старому нартексу были пристроены боковые часовни, как автономные объекты, с куполами и полукруглыми в плане алтарными апсидами. Так как она являлась центром архиепископии,  Жича значительно влияла на строительство других храмов, открывая путь к распространению афонского зодческого стиля.

Плохо сохранившаяся живопись, с различными темами, относиться к трем периодам времени. Первые фрески расписаны после получения Сербской православной церковью независимости. Их авторами являются константинопольские мастера. Вторую часть фресок составляют плохо сохранившиеся фрески в часовне, расписанные в начале четвертого десятилетия XIII века. Самой важной частью живописи являются фрески в главной части церкви, расписанные в период 1309-1316 гг., со следующими темами: великие праздники, сцены из жизни Иисуса Христа, фигуры святителей и их портреты. Авторами данных фресок являются художники известной мастерской короля Милутина, произведения которых сохранились также в церкви в Старом-Нагоричане, церкви Богородицы Левишской в Призрене и Королевском соборе в Студенице.

Рядом с главным храмом, с его восточной стороны расположена церковь Св. Феодора Тирона и Феодора Стратилата, построенная в XIV веке, с несложной архитектурой, единственная сохранившаяся средневековая постройка данного монастырского комплекса, реконструированная в XVIII веке.

Монастырь Жича расположен на Пути культуры Трансроманика.

Овчарско-кабларские монастыри

На небольшом участке в ущелье реки Западной Моравы расположен ряд монастырей, ввиду чего этот участок в Сербии называют „Сербская Святая Гора“. Большинство монастырей построено в эпоху оттоманской империи, когда они играли большую историческую и культурную роль.

По самым ранним сохранившимся сведениям, здесь в XVI веке работала мастерская по переписыванию церковных книг. Сербский языковед Вук Караджич пишет, что два монастыря (Благовещение и Иованье) имели „вышки для переписывания книг“. Овчарско-кабларские монастыри были также центром живописного искусства, о чем свидетельствует факт, что все стены и иконостасы их церквей были расписаны. Эта живопись сохранилась частично.

Неизвестно сколько монастырей здесь было в прошлом. В настоящее время здесь расположено десять монастырей. По левому берегу Западной Моравы, под горой Каблар, расположены следующие монастыри: Благовещение, Илинье, Иованье, Николье, Успение; под горой Овчар – Воведение, Вознесение, Преображение, Св. Троица, Сретение. Многие из монастырей со временем возобновлялись и переделывались. Из-за строительства железной дороги монастырь Преображение был перемещен на другой участок, монастырь Иованье был построен заново в связи со строительством  гидроэлектростанции Междувршье, монастырь Вознесение в значительной степени возобновлен, монастыри Илинье и Сретение в период между Первой и Второй мировыми войнами были построены заново в тех же местах.

Самые важные монастыри (Благовещение, Николье, Сретение, Св.Троица) подвергались консервации. Они охраняются как памятники имеющее большое значение для истории и культуры Сербии.

Моравские монастыри

Моравская зодческая школа, последняя великая эпоха сербского средневекового искусства, существовала с 1371 года по 1427 год, хотя ее отклики имели место вплоть до момента потери сербским государством независимости в 1459 году, когда с замиранием художественного творчества в Сербии ее подлинные формы исчезают.

Сербия, как одно из последних свободных православных государств Балканов того времени, стала зоной в которую стекалось множество талантливых и умных людей, в том числе зодчих, живописцев, писателей. Следствием этого, между прочим, явилось то, что на почти безлюдном пространстве Поморавья и прилегающей к нему территории появилось искусство, представлявшее собой синтез византийского и существовавшего до этого сербского средневекового искусства, и новых, оригинальных форм, особенно в области зодчества.

В архитектуре сакральных объектов моравской школы строительства применялась старая форма триконхоса (трилистника), пришедшая в Сербию с Афона через Македонию. В результате применения определенных архитектурных приемов получалась нарочитая форма объекта, над которым возвышался только центральный купол, или пять куполов – один центральный и четыре угловых. Стены складывались кирпичной и каменной кладкой, с карнизами, аркадами и архиволатами, украшались фигурами из тесанного камня, розетками, керамопластикой и другими видами рельефной декорации, располагавшейся по периметру оконных проемов и порталов, ввиду чего храмы моравской зодческой школы отличались тонким вкусом и поэтичностью, говорящим о том, что их заказчики и создатели обладали такими же качествами.

Манасия

Монастырь Манасия расположен у берега речки Ресавы, близ города Деспотовац. Он является одним из последних памятников сербской средневековой культуры. В средневековье монастырь назывался Ресава, а название Манасия он получил позже. Храм построен деспотом Стефаном Лазаревичем, сыном князя Лазаря Хребеляновича. Строительство храма, с грандиозным укреплением и большой трапезной продолжалось с 1406 по 1418 годы.

Мощные стены, с 11 башнями, обведенные рвом, представляли собой  современную систему охраны монастырей того времени. Самая массивная, доминирующая башня – донжон-башня, известная как Деспотовская башня. В стене, для входа в монастырь, были устроены ворота со стороны запада.

Церковь Св. Троицы, имеющая в плане форму развернутого триконхоса (трилистника), считается одним из  шедевров моравской зодческой школы. Однако по фасаду – фасадной декорации объекта сохранились характеристики рашской зодческой школы. Пол храма выполнен в виде мозаики, что является редкостью в сербской средневековой архитектуре.

Живописание церкви было закончено в 1418 году, однако живопись в наосе очень испорчена, а в нартексе сохранились только ее фрагменты. Живопись Манасии, вместе с живописью монастыря Каленич, являются лучшими памятниками моравского искусства и сербской средневековой живописи в целом. Помимо монументально изображенных воинов в клиросе, особенно красивыми кажутся пророки, изображенные в  куполах, а также идеализированный образ ктитора – деспота Стефана Лазаревича, приносящего макет церкви Св. Троицы.

Кроме монастырской церкви и укрепления, в Манасии частично сохранились остатки старой трапезной и библиотеки. В библиотеке располагалась мастерская по переписыванию церковных книг. Здесь написаны многочисленные книги для церковных целей. Ресавская мастерская по переписыванию книг долгое время являлась образцовой мастерской по переписыванию книг.

Раваница

Монастырь Раваница, с церковью Св. Вознесения, и другими объектами, обведенными крепкой стеной со семью башнями, расположен в подножье Кучайских гор, в селе Сене, недалеко от города Чуприя. Ктитором монастыря является князь Лазарь. Монастырь построен в 1375 – 1377 гг., живописание производилось в годы перед Косовской битвой. Измененная ктиторская композиция доработана после смерти князя Лазаря, погибшего в Косовской битве.

По своим архитектурным характеристикам и по своей живописи церковь монастыря Раваница является родоначальником нового стиля в сербском средневековом искусстве – моравского зодческого стиля. Церковь представляет собой оригинальное архитектурное решение, являющееся результатом сочетания афонской зодческой традиции, для которой были характерны постройки имеющие в плане форму трилистника и  сербского стиля, для которого были характерны пятикупольные постройки, имеющие в плане форму креста, который особенно был распространен при короле Милутине. Стены церкви сложены чередующимися рядами каменной и кирпичной кладки. Фасады стен украшены керамопластическими декоративными элементами и роскошной рельефной пластикой.

В живописи, сохранившейся в алтарной части, а также в основной части храма, наблюдаются определенные новшества, касающиеся тем и циклов (великие праздники, страдания Христа, чудеса и параболы),  которые потом стали образцом живописания храмов моравской Сербии. В куполах изображены образы Христа, Богородицы, небесных существ и пророков, в алтаре – сцены страдания Христа и инкарнации, тогда как в наосе доминируют циклы великие праздники, чудеса и параболы, а также образы святых воинов и монахов.

Как центр духовной жизни, культуры, литературы, искусства, Раваница оказала влияние при строительстве многих других монастырей и церквей, в том числе близ расположенных монастыря Сисоевац и церкви в Петрушской области.

Каленич

kalenych

Монастырь Каленич расположен на скатах Гледичских гор, к западу от села Опарич в Левче. Из первоначального монастырского комплекса сохранилась только церковь Введения Богородицы. Монастырь был построен и расписан в начале 15 века. Его ктитором был дворянин Богдан, придворный деспота Стефана Лазаревича.

Церковь является одним из лучших памятников моравской архитектуры и византийского зодчества. В архитектурном отношении она напоминает церковь Лазарицу. Церковь имеет в плане форму  триконхоса (трилистника). Алтарные апсиды и боковые конхи снаружи имеют пятигранную форму, изнутри – полукруговую. Над пространством между конхами возвышается центральный купол, с восьмигранным барабаном, со ступенчато врезанными окнами, с колонками и декорацией в виде шахматных полей. Внешность храма очень яркая, что является результатом сочетания белых каменных блоков и красного кирпича. Над окнами и порталами наблюдается декоративная пластика с изображением птиц, грифонов, львов. Главными элементами рельефной декорации являются переплетение двух полос, стилизованное изображение растительного и животного мира.

Великолепная живопись церкви, характеризующаяся тонким вкусом, считается лучшей живописью во всем византийском мире первой четверти XV века. Особенно красивы композиции Свадьба в Кане, святые воины и святители в медальонах. Авторами этой живописи являются двое очень талантливых живописцев, один из которых живописец по имени Радослав – автор миниатюр известного сербского  Радославского евангелия, написанного в 1429 году, которое хранится в Санкт-Петербурге.

Милешева

Монастырь Милешева, с церковью Вознесения, расположен в долине реки Милешевы, на пятом километре к востоку от города Приеполе. Монастырь построен в третьем десятилетии XIII века королем Владиславом Неманичем, внуком жупана (князя) Немани, сыном Стефана Первовнчанного.

Монастырь Милешева являлся одним из важнейших центров духовной и художественной культуры сербского народа. Большую популярность монастырь обрел после того, как в нем стали храниться мощи Святого Саввы, доставленные туда из города Велико-Тырново в современной Болгарии. (Так как Святой Савва пользовался большой популярностью среди сербского народа, в 1595 году турки увезли его мощи и публично сожгли их на холме Врачар в Белграде. Тут сейчас стоит большой храм, посвященный Святому Савве – самый большой православный храм на Балканах.)  В монастыре Милешева в 1377 году был коронован король Боснии и Сербии Твртко I Котроманич. В том же монастыре Стефан Вукчич Косача получил титул герцога. В оттоманскую эпоху турки много раз поджигали монастырь, но он постоянно возобновлялся и в нем, вопреки этому, развертывалась большая культурная деятельность. В XVI веке в монастыре работала типография, в которой печатались богослужебные книги.

Церковь Вознесения является объектом рашской зодческой школы, представляет собой однонефовую постройку, с трехчастной апсидой, с куполом, расположенным на пересечении основного и поперечного нефов,  и нартексом. Внешний нартекс, с боковыми часовнями Св. Георгия и Св. Димитрия построены около 1236 года.

До 1228 года в наосе и нартексе существовала живопись чрезвычайной красоты. Портреты короля Владислава, Симеона Немани, Св. Саввы, Стефана Первовенчанного и короля Радислава, а также фрескаБелый ангел у гроба Христова являются шедеврами сербского и европейского искусства XIII века. Здесь впервые были расписаны портреты сербских правителей династии Неманичей, что потом стало практикой при живописании храмов в Сербии.

Живопись в наружном нартексе и часовнях исчезла около 1236 года. Испорченная в результате разорений монастыря во время оттоманского ига, живопись монастыря Милешева восстанавливалась в XVI и XVII веках. Консервация живописи производилась в пятидесятые годы XX века. Объемные археологические исследования, консервация и представление архитектуры закончены к 1996 году.

Прохор-Пчиньски

prokhor-pchinsky

Монастырь Прохор-Пчиньски расположен в лесистом районе горы Козьяк, на левом берегу реки Пчини, вблизь села Кленке, на тридцатом километре к югу от города Вране. По преданию, монастырь  построен в XI веке византийским императором Романом Диогеном, в знак благодарности преподобному Прохору, прорекшему ему, что он станет императором.

Первоначально храм был построен на могиле этого известного святителя и проповедника, и неоднократно реконструировался. Одна из крупнейших реконструкций была произведена в 1316 или 1317 году, когда королем Милутином были привлечены из Салоников известные живописцы Михаил и Евтихий, для росписи нового храма. После Битвы на Косовском поле, монастырь был разорен турками, а в 1489 году был возобновлен Марином из города Кратово (Македония). Тогда он был расписан фресками, считающимися лучшими произведениями живописного искусства того времени. В XVI столетии в монастыре работала живописная мастерская, мастерами которой расписаны фрески на южной стороне храма, имеющие большую художественную ценность.

Современный монументальный храм, построенный в 1898 году, включает старые постройки. В алтарной части храма находится гробница Св.Прохора Пчиньского, а также общая монашеская гробница.

Среди объектов импозантного монастырского комплекса доминируют два корпуса для проживания, в том числе, так называемый Враньский корпус – монументальная постройка, являющаяся одной из красивейших построек данного типа  в Сербии. Корус был построен в 1854-1862, заслугой Хаджи-Михаила Погачаревича, купца из города Вране.

Оставить заявку